Высокая сейсмичность горных районов Средней Азии





Например, в Боомском ущелье трасса железной дороги Фрунзе. Рыбачье проходит по сложнейшим в геолого-геоморфологическом отношении участкам (Токомбаев, 1965). Наиболее опасен район глыбовой осыпи – остатка гигантского раннеплейстоценового обвала (по Б. А. Федоровичу). После каждого дождя обвал приходит в движение. За период с 1942 по 1964 г. на работы по укреплению глыбовой осыпи было затрачено более 1 млн. руб. (в современном масштабе цен). Однако эти затраты не оправдали себя, так как дорога по-прежнему находится под угрозой обвалов. Опасность усугубляется тем, что через вершину обвала проходит активный разлом, с которым во время землетрясений могут быть связаны катастрофические обвалы. Между тем еще в 1928 г. Б. А. Федорович предлагал провести железную дорогу по террасе реки Чу, в обход глыбовой осыпи. Однако этот вариант требовал возведения двух арочных мостов, и строители от него отказались. В настоящее время Ш. Т. Токомбаевым разработан уточненный вариант трассы железной дороги, в обход глыбовой осыпи, с полным учетом геоморфологических условий. Перестройка участка железной дороги в соответствии с этим вариантом не только быстро окупится, но и предотвратит последствия возможных стихийных бедствий.

Осыпи, обвалы, оползни широко распространены в нижних ярусах гор и предгорьях Памира и Тянь-Шаня. Известен, например, огромный Абадский оползень (в предгорьях Гиссарского хребта). Образование оползня относится еще к 1910-1912 гг., но он активизируется ежегодно, создавая угрозу селу Абад (И. А. Петрухина). Образованию оползней, обвалов способствуют сильные землетрясения. По данным К. В. Курдюкова (1964), Акташский обвал в Алайской долине, происшедший в начале голоцена в связи с землетрясением, перекрыл площадь около 35 кв. км (общая масса перемещенной породы – около 1 куб. км, удаление от места срыва – около 20 км).

Современные процессы рельефообразования - 3Высокая сейсмичность (до 9-10 баллов) горных районов Средней Азии создает постоянно большую угрозу населенным пунктам, гидростанциям, каналам и Другим сооружениям. При разработке актуальной проблемы прогноза землетрясений в Средней, Азии необходимо учитывать геоморфологические и геодезические Данные о новейших и современных движениях земной коры.





Комментарии запрещены.