Река Чусовая





Морфоскульптурные области - 33. Нижний пояс речной эрозии и аккумуляции (с преобладанием первой) охватывает, по Г. В. Вахрушеву, средние и нижние участки речных долин, которые вследствие регрессивной эрозии, вызванной молодыми поднятиями Южного Урала, оказались врезанными в палеозойские и допалеозойские породы на 100-200 м ниже уровня межгорных впадин и платообразных междуречий средней зоны. Морфология этих участков долин во многом зависит от геоструктуры и литологии размываемых пород. Продольные долины, приуроченные к синклинальным понижениям, как правило, шире поперечных, пересекающих антиклинорные зоны. Поперечные долины, пересекающие устойчивые к размыву породы, представляют собой типичные горные реки с крутым порожистым руслом и узким – и крутыми бортами.

В прекрасном описании реки Чусовой у Д. Н. Мамина-Сибиряка сказано: Главную красоту чусовских беретов составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утесистым гребнем. Некоторые из них совершенно отвесно поднимаются вверх, сажень на шестьдесят, точно колоссальные стены какого-то гигантского средневекового города. На крутых поворотах реки возникают, точно зубы гигантской челюсти, скалистые утесы – бойцы.

Резкий морфологический контраст составляют верхний и средний пояса Урала с их выровненным, сглаженным рельефом и нижний пояс глубоко врезанных долин и крутых склонов. Если смотреть сверху, вершины хребтов сливаются в удивительно ровную вершинную поверхность. Чтобы увидеть горы, надо спускаться с поверхности водораздельной почти равнины. Выражение подняться в Горы здесь теряет смысл, писал А. П. Рождественский (в частном письме автору) после пересечения Южного Урала.

На Северном, Полярном Урале выделяются, хотя и менее ярко, аналогичные пояса, но верхний (гольцовый) пояс Южного Урала замещается ледниково-экзарационным. Учет вертикальной поясности морфоскульптуры и современных экзогенных процессов необходим при поисках россыпных и других месторождений полезных ископаемых, при изысканиях мест для строительства железных, шоссейных дорог, при строительстве плотин, фабрично-заводских и жилых зданий.





Комментарии запрещены.